Главная » Файлы » Мои файлы |
[ Скачать с сервера (187.0 Kb) ] | 25.08.2013, 09:56 | |||||
МОУ «Чистоозерская СОШ»
Доклад: Развитие творческих
способностей учащихся на уроках английского языка в условиях новой школы (обобщение опыта работы)
Учителя английского языка : Келлер С.Г.
Основным
направлением модернизации
общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития
предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения
общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой
подготовки выпускников школ. Иностранный язык, как
общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс
развития творческих способностей учащихся
Прежде всего, иностранный
язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это
средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что
существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению
деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках
иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и
представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению,
литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает
эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует
интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и
умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и
умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно
настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность
школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление
к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным
средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого
потенциала. Творчество - это созидание. Оно
порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству
характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва
благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и
добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не
помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе
ребенка, школьника, начинающего мастера. Что же понимается под
творческими способностями? Чтобы точнее
понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии,
философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему. Теплов Б.М. под творческими
способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному,
имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и
быстроту их приобретения. [3] Шадриковым В.Д. творческие
способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих
отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности,
проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.
[3] Большакова Л.А. творческие
способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность
человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет
оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая
степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной
самодеятельности личности. [4] Мотков О.И. под творческими
способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить
решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и
способность к глубокому осознанию своего опыта. [9] Педагогическое определение
творческих способностей, которое дано в
педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию
оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно
применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном
отступлении от образца индивидуальность, художество. У каждого ребёнка есть разного
рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять,
воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно
развивать. Для их развития необходимы стимулы. Каковы же способы стимулирования
творческих способностей? Способы стимулирования творческих способностей. обеспечение благоприятной
атмосферы; доброжелательность со стороны
учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; обогащение окружающей ребёнка
среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью
развития его любознательности; поощрение высказывания
оригинальных идей; обеспечение возможностей для
практики; использование личного примера
творческого подхода к решению проблем; предоставление детям
возможности активно задавать вопросы. Урок - это основная
организационная форма обучения в школе Урок иностранного языка имеет
свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной
цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В
настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается
приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается
путем формирования способности к межкультурной коммуникации.
В методической копилке каждого
учителя есть такие приёмы, которые позволяют ему всесторонне формировать
личность младшего школьника, системно
повышать результативность и интерес к изучению иностранного языка. Мне бы
хотелось рассказать о тех приемах, применение которых делают процесс изучения
наиболее эффективным 1.
Игровые приемы. Особенно эффективны на младшей ступени обучения. Из всего
разнообразия классификации игр, больше всего на уроках применяю
игры-драматизации или ролевые игры. Наиболее простой является
ролевая игра, для участия в которой школьники получают необходимые реплики. Их
задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить
данные реплики в контекст ролевого общения. Более сложной является ролевая игра,
в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей.
Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только
самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии
поведения следует их партнёр, и принять соответствующее решение о собственной
реакции. Творческое ролевое общение требует развитых социальных
умений. Поэтому ролевые игры на уроках ИЯ нередко включают элементы социального
тренинга (упражнений в общении).
2. Музыкальная деятельность. Использование на уроке
музыкальных физкультурных пауз, песен на
уроке активизирует эмоциональное и умственное развитие младшего школьника. Это
способствует повышению интереса к предмету. Я использую музыку как способ развития эмоций. Это может быть
прекрасным способом презентации нового материала, его повторения и контроля. В
своей работе я активно использую лингафонные курсы почти ко всем учебникам ,
сборник английских песен для начальной школы к УМК М. З. Биболетовой «Enjoy English». Технология: Прослушивание или чтение (хором,
индивидуально) Фонетическая отработка новой
лексики, введение грамматики (работа с фонозаписью) Опрос лексики (работа в группах,
парах) Трансформация ( групповая
работа, интерактив) Микродиалоги (работа в парах)
3. Изобразительная деятельность. Результатом этой деятельности
является создание ребенком определенного продукта: аппликации, рисунка. В
основном, этот род деятельности применяется мной для контроля понимания
текстов. И воспринимается на «ура» в младшем звене. 4. Применение технологии
критического мышления на уроках английского языка. Использую на уроках
следующие приемы: "Верные и неверные утверждения”, "Перепутанные логические
цепочки”, "Ключевые термины”. В УМК автора М.З. Биболетовой
"Enjoy English” для 2–4-х классов достаточно аналогичных заданий, поэтому
стараюсь использовать что– то новое: задания даются в стихотворной форме.
Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и
объедините их в пары. Учащиеся соединяют обе части
предложения, соблюдая рифму:
(По теме "Цвета радуги”) Учащимся предлагается выбрать из
предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к
стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме "Времена года”), которое
они слушают: 1. Yellow leaves, orange leaves, 2.The snow is falling, Учащиеся воссоздают текст
стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при
предъявлении материала:
5. Элементы проектной методики. Проектная деятельность
обучающихся делает учебный процесс личностно значимым для школьников, в котором
он раскрывает свой творческий потенциал, реализует коммуникативные потребности,
проявляет фантазию, самостоятельность, креативность. Сначала это мини-проекты в
виде анкетирования и интервьюирования в парах и группах, затем – индивидуальные
и групповые проекты. Например, в 4-6
классах (программа М. З. Биболетовой «Enjoy English») ребятам предлагается
провести мини-проект, заполнить таблицу,
обобщить результаты и сделать выводы. В старшем звене также после завершения каждой учебной
темы предлагаю либо составить устное высказывание, либо написать сочинение по
теме, либо сделать постер, а одаренные дети, как правило, берутся за самое
сложное задание - составить компьютерную презентацию и выступить с ее защитой.
За последние годы у меня
набралась достаточно широкая коллекция ММП. Практически по каждой
грамматической и лексической теме можно использовать ММП.
6. Информационные технологии. Стремясь к улучшению процесса
обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с
использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у
младших и средних школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют
расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат
понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе
цветную графику, видеофильмы, музыку. Дети с удовольствием работают за
компьютером. У меня имеется довольно разнообразный набор игр, энциклопедий,
тестов, фильмов на английском языке, и я стараюсь использовать их по максимуму. 7. Исследовательская работа –
одна из эффективных форм творчества. Долгий, кропотливый труд. Не каждый желает
им заниматься. Лучше начинать работу с учащимися среднего звена и продолжать
работу не один год. ( Молчанова Ю., Евтушенко ,., Саломатова М., сейчас –
Загора Алина = 7 класс)
Заключение В английском языке есть очень
меткая поговорка, которая звучит примерно так: «Делай и поступай так, как ты
проповедуешь». Учитель должен сам обладать теми качествами и умениями, которые
он проповедует и которым он обучает. Развитие продуктивной учебной
деятельности, автономии и креативности учащегося требует, чтобы преподаватель
был сам автономным, креативным и способным к гибкости, профессиональной
инициативности и постоянному творческому поиску. Постоянным спутником
современного учителя должны стать рефлексия своей профессиональной деятельности
и опыта своих коллег. Это позволяет учителю накапливать эффективный опыт и
реализовать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности и
развивать творческие способности его учеников.
| ||||||
Просмотров: 5071 | Загрузок: 89 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Мои файлы [5] |
разработки уроков [0] |
презентации к урокам [0] |
[04.04.2013] | [Мои файлы] |
презентация This is the key of the Kingdom (0) |
[25.08.2013] | [Мои файлы] |
развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка в условиях новой школы (обобщение опыта работы) (1) |
[28.11.2013] | [Мои файлы] |
презентация Are books Media, too? (1) |
[08.11.2014] | [Мои файлы] |
Англо-говорящие страны (0) |
[08.11.2014] | [Мои файлы] |
времена группы progressive (3) |
Пример текста описывающего ваш сайт