Главная » Файлы » Мои файлы

развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка в условиях новой школы (обобщение опыта работы)
[ Скачать с сервера (187.0 Kb) ] 25.08.2013, 09:56

МОУ «Чистоозерская СОШ»

 

 

 

Доклад: Развитие творческих способностей учащихся на уроках английского языка в условиях новой школы

(обобщение опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Учителя английского языка : Келлер С.Г.

 

 

 

 

 

 

Основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных и профессиональных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.

Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся

 

 

Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет - это дополнительное "окно" в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществоведению, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др.

 

Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести " таинственному цветку поэзии (Л.Н. Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера.

Что же понимается под творческими способностями? Чтобы точнее понять, необходимо рассмотреть этот вопрос с точки зрения психологии, философии, педагогики. Разные авторы определяют их по-своему.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения. [3]

Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности. [3]

Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности. [4]

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. [9]

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы.

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

Способы стимулирования творческих способностей.

обеспечение благоприятной атмосферы;

доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

поощрение высказывания оригинальных идей;

обеспечение возможностей для практики;

использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Урок - это основная организационная форма обучения в школе

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации.

 

 

 

 

 

В методической копилке каждого учителя есть такие приёмы, которые позволяют ему всесторонне формировать личность младшего школьника,  системно повышать результативность и интерес к изучению иностранного языка. Мне бы хотелось рассказать о тех приемах, применение которых делают процесс изучения наиболее эффективным

1.     Игровые приемы.

Особенно эффективны на младшей ступени обучения. Из всего разнообразия классификации игр, больше всего на уроках применяю игры-драматизации или ролевые игры.

Наиболее простой является ролевая игра, для участия в которой школьники получают необходимые реплики. Их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.

Более сложной является ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описание своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнёр, и принять соответствующее решение о собственной реакции.

Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках ИЯ нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении).

 

 

 

 

2. Музыкальная деятельность.

Использование на уроке музыкальных  физкультурных пауз, песен на уроке активизирует эмоциональное и умственное развитие младшего школьника. Это способствует повышению интереса к предмету. Я использую музыку  как способ развития эмоций. Это может быть прекрасным способом презентации нового материала, его повторения и контроля. В своей работе я активно использую лингафонные курсы почти ко всем учебникам , сборник английских песен для начальной школы к УМК М. З. Биболетовой «Enjoy English».

Технология:

Прослушивание или чтение (хором, индивидуально)

Фонетическая отработка новой лексики, введение грамматики (работа с фонозаписью)

Опрос лексики (работа в группах, парах)

Трансформация ( групповая работа, интерактив)

Микродиалоги (работа в парах)

 

3. Изобразительная деятельность.

Результатом этой деятельности является создание ребенком определенного продукта: аппликации, рисунка. В основном, этот род деятельности применяется мной для контроля понимания текстов. И воспринимается на «ура» в младшем звене.

4. Применение технологии критического мышления на уроках английского языка. Использую на уроках следующие приемы: "Верные и неверные утверждения”, "Перепутанные логические цепочки”, "Ключевые термины”.

В УМК автора М.З. Биболетовой "Enjoy English” для 2–4-х классов достаточно аналогичных заданий, поэтому стараюсь использовать что–  то новое: задания даются в стихотворной форме. Например: соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue –
2. Yellow, grey, green –
3.
Purple, orange, black –

a) Where have you been?
b) To London down and back.
c) How do you do?

 (По теме "Цвета радуги”)

Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране ‘слайд – презентации’ по теме "Времена года”), которое они слушают:

http://festival.1september.ru/articles/602074/img5.jpg http://festival.1september.ru/articles/602074/img6.jpg

http://festival.1september.ru/articles/602074/img7.jpg http://festival.1september.ru/articles/602074/img8.jpg

1. Yellow leaves, orange leaves,
Red and green and brown.
Rainy time, windy time,
Autumn comes to town.

2.The snow is falling,
The wind is blowing.
The ground is white
All day and all night.

Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

1. I’ve got a dog,
5. I take him out
12. He loves me, too!
4. His nose is black.

8. We run and play.
11. I love my dog!
9. Such clever tricks
7. Such fun we have!

2. His name is Jack.
6. Every day,
3. His head is white,
10. My dog can do.

 

 

 

5. Элементы проектной методики.

Проектная деятельность обучающихся делает учебный процесс личностно значимым для школьников, в котором он раскрывает свой творческий потенциал, реализует коммуникативные потребности, проявляет фантазию, самостоятельность, креативность. Сначала это мини-проекты в виде анкетирования и интервьюирования в парах и группах, затем – индивидуальные и групповые проекты. Например, в 4-6  классах (программа М. З. Биболетовой «Enjoy English») ребятам предлагается провести мини-проект, заполнить таблицу, обобщить результаты и сделать выводы.

В старшем звене также после завершения каждой учебной темы предлагаю либо составить устное высказывание, либо написать сочинение по теме, либо сделать постер, а одаренные дети, как правило, берутся за самое сложное задание - составить компьютерную презентацию и выступить с ее защитой.

 

За последние годы у меня набралась достаточно широкая коллекция ММП. Практически по каждой грамматической и лексической теме можно использовать ММП.

 

 

6. Информационные технологии.

Стремясь к улучшению процесса обучения иностранным языкам, провожу занятия с применением ПК. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у младших и средних школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать. Компьютерные программы сочетают в себе цветную графику, видеофильмы, музыку. Дети с удовольствием работают за компьютером. У меня имеется довольно разнообразный набор игр, энциклопедий, тестов, фильмов на английском языке, и я стараюсь использовать их по максимуму.

7. Исследовательская работа – одна из эффективных форм творчества. Долгий, кропотливый труд. Не каждый желает им заниматься. Лучше начинать работу с учащимися среднего звена и продолжать работу не один год. ( Молчанова Ю., Евтушенко ,., Саломатова М., сейчас – Загора Алина = 7 класс)

 

 

Заключение

В английском языке есть очень меткая поговорка, которая звучит примерно так: «Делай и поступай так, как ты проповедуешь». Учитель должен сам обладать теми качествами и умениями, которые он проповедует и которым он обучает. Развитие продуктивной учебной деятельности, автономии и креативности учащегося требует, чтобы преподаватель был сам автономным, креативным и способным к гибкости, профессиональной инициативности и постоянному творческому поиску. Постоянным спутником современного учителя должны стать рефлексия своей профессиональной деятельности и опыта своих коллег. Это позволяет учителю накапливать эффективный опыт и реализовать свой творческий потенциал в про­фессиональной деятельности и развивать творческие способности его учеников.

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: bright
Просмотров: 5067 | Загрузок: 89 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: